Полезные материалы
16:06
22 июня 2016

Закупки не стоят на месте

Зелимхан Сулейманов

На днях я поучаствовал в конференции «Управление корпоративными закупками-2016», организованной компанией Quorum, выступал в роли модератора. В мероприятии приняли участие свыше 80 директоров и руководителей департаментов из более чем полусотни крупных российских компаний, таких как «Газпром», «Группа ЛСР», «МТС», «Эльдорадо» и т.д.

Ярче всего запомнились выступления Антона Шибанова, директора по развитию закупок «МТС», и Юлии Касьяновой, менеджера по закупкам в «Эльдорадо».

Антон Шибанов рассказал о том, как в компании меняли службу закупок, как набирали новых сотрудников (интересно, что в закупки привлекали, в том числе, и сотрудников отделов-инициаторов – например, из IT), и о том, как в результате эффективного менеджмента закупки вышли на лидирующие позиции в компании.

Доклад Юлии Касьяновой был посвящен теме усиления конкуренции. Оказывается, «Эльдорадо» широко использует возможности электронных аукционов, работая как на внешних, так и на внутренних ЭТП (ради увеличения количества участников), и варьируя типы торгов в зависимости от категории закупок. Например, для большинства закупок используется английский аукцион, где победителем становится тот, кто заявит наименьшую цену. А для некоторых категорий удобнее пользоваться голландским аукционом, где побеждает первый согласившийся на заявку.

Екатерина Баранникова из Экспертного совета при правительстве РФ рассказала про важность консолидации закупок, преимуществах и недостатках различных моделей консолидации, и поделилась международным опытом аутсорсинга. В наших реалиях это необычная, свежая и потому очень важная тема. Жаль, что на конференции ей уделили так мало времени.

Я рассказал участникам о запросах, с которыми мы сталкиваемся в нашей работе, но большую часть своего выступления посвятил аутсорсингу закупок в России. Объяснил, в каких случаях стоит использовать этот инструмент, как выбирать категории для аутсорсинга, на что обращать внимание при работе с контрагентами. Подчеркнул, что международный рынок аутсорсинга закупок сосредоточен в руках нескольких ключевых игроков (Accenture, GEP, IBM), и ежегодно растет на 20 %.

Очень понравилось, как руководитель 3Pro Дмитрий Воробьев активно взаимодействовал с аудиторией, рассказывая о работе с приоритетными категориями, путях повышения эффективности, tail management и методике использования принципа Парето при анализе и оптимизации затрат на закупку. В частности, он говорил о том, как партнерство с Vodafone помогло компании оптимизировать затраты на закупку оборудования, и как отдел закупок «МТС» стандартизировал спецификации по всей компании, что позволило консолидировать закупки внутри всей группы МТС совместно с АФК «Система». Идея отличная. Было бы здорово, если бы и другие компании последовали их примеру. Впрочем, меня больше всего потрясло то, что внутренние клиенты, по словам Воробьева, оценивают отдел закупок по методике NPS.

Приятно было увидеть в числе спикеров наших клиентов. Директор по закупкам AGC Russia Антон Трунин и менеджер отдела закупок Сергей Дробин говорили про управление человеческим ресурсом в компании и KPI-мотивацию менеджеров по закупкам. А Полина Лещенко, менеджер отдела закупок AGC, показала себя заинтересованным слушателем: активно взаимодействовала с модератором и атаковала вопросами спикеров, за что удостоилась подарка – книги на бизнес-тематику от издательства «Альпина Паблишер»

Жанна Баландина, директор по закупкам в REHAU, выступила в паре с коллегой, представителем отдела логистики. Они поведали об особенностях закупок транспортных услуг и о том, как в компании проводят тендеры и переговоры. Отличный пример узкоспециализированной темы.

Много дискутировали на тему импортозамещения. По этому поводу, в частности, высказался Алексей Федоров из Института госзакупок. Из его выступления стало понятно, что государство продолжит закручивать гайки, и уже скоро в России выйдет закон, налагающий ограничения на использование зарубежного ПО в госкомпаниях и госсекторе.

В числе выступавших были и представители российских ЭТП. Например, специалисты компании «B2B-Центр» рассказали про управление нормативно-справочной информацией. Будучи фанатом НСИ, я оценил их подход и выгоды от управления мастер-данными.

Представитель ITPS поделился опытом внедрения SAP SRM в российском нефтяном секторе. К сожалению, представителей зарубежных вендоров, таких как SAP Ariba, в числе участников мероприятия не оказалось.

Чего еще, на мой взгляд, не доставало участникам в ходе обсуждений, так это конкретики. Хотелось услышать побольше примеров, и иметь возможность разобрать хотя бы один кейс до мелких деталей. Другой минус – регламент: публике зачастую не хватало времени на вопросы.

Тем не менее, программа конференции, количество и статус собравшихся, а также темы, на которые выступали спикеры, не могут не радовать. Судя по итогам мероприятия, закупки в России не стоят на месте и продолжают развиваться. Так что в целом, я считаю, конференция удалась. Мои благодарности организаторам (особо отмечу Ольгу Марукову – главного двигателя мероприятия) за их усилия и профессиональный подход, и спасибо всем участникам конференции!

Оцените полезность статьи

Поделиться статьей:

Как оптимизировать сроки закупок и снизить затраты

20 сентября 2018

Закрытые закупки

6 августа 2016