Цифровая трансформация закупок: раскрытие понятия

Вы наверняка сталкивались с термином «диджитализация закупок» или «цифровая трансформация закупок». Одни не понимают, что это такое, другие путают с процессом автоматизации. Расставлю все по своим местам и максимально доступно объясню каждый из процессов.

Цифровая трансформация – это использование цифровых технологий для оптимизации бизнес-процессов, повышения производительности компании (и ее продуктов) и улучшения опыта взаимодействия с клиентами/поставщиками. Внедрение AI, IoT, RPA, предиктивной аналитики, машинного обучения, ботов, блокчейна – это все цифровая трансформация, которая существенно влияет на бизнес-показатели.

Например, вы внедрили робота, который конвертирует все заявки в PO, отправляет их поставщикам, получает счета и сопоставляет их с заказами – снижается нагрузка на закупки и бухгалтерию. Так компания экономит, и P2P процесс ускоряется в два раза.

Еще одна инструкция: получаете данные из разных систем о том, как поставщики поставляли в течение года, затем строите предиктивную модель, прогнозирующую вероятность срывов поставок в течение года. Готово, теперь вы знаете, где у вас риски поставок, и сможете либо найти резервных поставщиков, либо обсудить с текущими способы снижения риска. Ваш технический директор счастлив!

Большинство про диджитализацию слышали, но не понимают, что она может дать – и тем более не начали применять. Согласно данным исследования от Arthur D. Little в 2016 году 60% компаний начали применять диджитал-технологии и менять с помощью них бизнес под потребности клиента, но лишь 2% компаний полностью прошли цифровизацию. Возможно, это соотношение за 5 лет изменилось, но несущественно.

А как дела с цифровизацией в закупках? Исследование Hackett Group говорит: 84% закупочных организаций верят, что цифровая трансформация фундаментально изменит то, как они оказывают услуги, – в течение следующих 3-5 лет. Но только 32% предприятий из опрошенных разработали стратегию по ее реализации. Мы только вначале пути, друзья!

Важно: цифровизация закупок не должна идти вразрез с общей цифровой стратегией, она ее детализирует и дополняет. Но если в компании нет общей цифровой стратегии, то закупки могут действовать автономно.

Для закупок существует два направления цифровизации:

  1. Трансформация бизнес-процессов и сервисов, которые относятся непосредственно к закупкам (пример выше).
  2. Трансформация бизнес-процессов внутренних клиентов (и в целом управления категорией) с помощью технологий поставщиков. Например, когда по инициативе закупок и административного директора поставщик занимается реализацией различных инженерных цифровых проектов по зданию (электропроект, проект систем вентиляции и кондиционирования, слаботочный проект и т.д.).

Предприниматели нередко не различают цифровизацию и автоматизацию. Так, на одной из конференций обсуждался вопрос цифровизации, и один из участников рассказал, что они внедрили модуль ERP 1C для автоматизации сбора заявок от инициаторов.

Приведем примеры и того, и другого процесса для лучшего понимания.

Автоматизация:

  • формирование отчетов по затратам из системы P2P или ERP онлайн.

Цифровизация:

  • сбор данных из разных систем, обработка, обогащение, визуализация данных по затратам (и возможностей по оптимизации), прогнозирование и моделирование с помощью систем Spend Analytics;
  • SKF создали сервис SKF Insight, который позволяет в реальном времени собирать данные о среде, в которой работает подшипник, рассчитать, как изменится его работа и что нужно сделать, чтобы он работал дольше, а также как предотвратить ущерб от его поломки.

Менеджеры категорий могут помогать «цифровизировать» другие функции (производство, продажи), привлекая крупных поставщиков и помогая им внедрять цифровые технологии. У закупщиков уникальная роль – они видят, какие изменения происходят внутри компании, и внедрять рыночные инновации в компании. Для этого необходимо снизить свою операционную нагрузку.

Цифровизацией нужно заниматься уже сейчас – это полностью изменит бизнес-среду в ближайшее десятилетие. Если в течение 100 лет производители авто создавали автомобили, то в наши дни они становятся «поставщиками услуг мобильности».

Информационная революция позволила многим предприятиям совершить крупный прорыв – важно уметь адаптироваться к современным трендам. Так, в существующие индустрии пришли цифровые гиганты, такие как Amazon или Apple, и разрушили традиционные модели.

Теперь эти компании расширяют сферу своего влияния. Например, Amazon становится банком, 300 млн пользователей Amazon в скором времени будут иметь доступ к бесплатным банковским услугам – весомая конкуренция традиционной банковской системе. Корпорации создают свою валюту (Libra от Фейсбук), и вытеснит ли она доллар и евро – покажет время.

Если функции закупок уже сейчас не начнут лидировать в различных инициативах, то они рискуют отойти на второй план, а возможно вовсе исчезнут ввиду масштабной цифровизации. Неутешительный прогноз, но важно понимать современные процессы, чтобы знать, в каком направлении действовать.

Оцените полезность статьи

Поделиться статьей:

Как команда стратегического сорсинга компании Google во главе с Тимом Джонсом стала надежным бизнес-партнером

22 ноября 2021

Как повысить эффективность закупок с помощью аутсорсинга

11 октября 2021