Прямые (директ) и непрямые (индирект) закупки: в чем разница?

Прямые закупки – это то, что компании требуется для производства готовой продукции или оказания услуг. Например: стеклобой для производства стекла или песок, химия для производства лекарств, контрактное производство.

Для каждой индустрии есть своя категоризация, разделение на прямые и непрямые закупки.

В ритейле другая терминология:

  • коммерческие – все, что идет на полку (в продажу);
  • некоммерческие (аналог индиректа) – для внутреннего потребления (GNFR – goods not for resale).

Есть пограничные категории, например, транспортировка готовой продукции. Часть компаний относят к директу, часть к индиректу. Я склоняюсь ко второму варианту, т. к. это услуга по перевозке, а не производство готового продукта. Точно так же маркетинг, к примеру, является индиректом.

– Почему важно четко понимать, что у вас в компании директ, а что индирект?
– Потому что от этого зависит закупочная стратегия и подход, процессы.

Наглядная разница между прямыми и непрямыми закупками

1. Как правило, директ – это:

  • затратные категории (больше 50% от общих затрат);
  • высокое влияние на качество продукта, выручку и прибыль;
  • контроль со стороны руководства (как правило, есть отдел закупок, который непосредственно занимается директом);
  • высокий уровень цифровизации;
  • сильная интеграция производством, логистикой; остальные стейкхолдеры – на втором плане;
  • стабильные поставщики, производственный цикл, высокая ригидность системы;
  • проекты по оптимизации затрат – постоянные, нацелены на краткосрочный результат не за счет цены, а скорее за счет потребления.

2. Индирект – это:

  • менее затратные категории (особенно в России);
  • влияние на выручку высокое, но более опосредованное;
  • отсутствие у руководства единой стратегии относительно индиректа;
  • разбросанность по функциям – отдел закупок покрывает его малую часть: мало данных, информации, внимания к категориям мало, низкий уровень цифровизации;
  • экспертов по категориям либо мало, либо вообще нет;
  • зачастую внутренние клиенты сами являются закупщиками для своих функций (ИТ, маркетинг, HR, логистика), у каждого из них есть своя стабильная схема закупок.

Картина, которую я описал, не универсальна: зависит от размера компании, ее руководства, российская/международная, государственная/не государственная, зрелости процессов и структуры, конкурентной среды и т. д.

Как меняется подход к закупкам в зависимости в зависимости от типа закупок? Как это влияет на выручку и прибыль? Об этом напишем в следующих статьях.

Оцените полезность статьи

Поделиться статьей:

Как команда стратегического сорсинга компании Google во главе с Тимом Джонсом стала надежным бизнес-партнером

22 ноября 2021

Как повысить эффективность закупок с помощью аутсорсинга

11 октября 2021