Во многих российских компаниях отдел закупок подчиняется CFO. Мне это представляется анахронизмом:
1) Для CFO закупки – лишняя нагрузка; ему хватает своих прямых обязанностей и проблем. CFO сложно отслеживать работу менеджера по закупкам. Для него в приоритете финансовые вопросы – кредитование, бюджетирование, отчетность и т.д. Поэтому закупками он занимается по остаточному принципу: если хватит времени.
2) CFO не владеет всей полнотой информации по теме закупок и не хочет в нее погружаться, т.к. это несвойственная для него функция. В результате менеджер по закупкам находится в “подвисшем” состоянии, получив излишнюю самостоятельность и дополнительную ответственность.
3) Когда отдел закупок находится в подчинении у CFO, это на порядок снижает его значимость. К закупкам начинают относиться скорее как к вспомогательной, а не самостоятельной функции. В сорсинговых проектах у отдела оказывается меньше влияния при принятии решений, а в целом в компании становится сложнее внедрять compliance.
4) Для CFO привычно считать, анализировать, контролировать, при этом не вовлекаясь в производственный процесс. Он стратег и хочет оставаться на этом уровне. Взяв же на себя закупки, он вынужден погружаться в многочисленные конфликты интересов внутри компании.
5) Проекты, инициированные закупками, воспринимаются коллегами как “еще один закидон от «финансов»” и нередко встречают активное сопротивление. Лидеры функций не любят кросс-функциональные проекты, инициированные другими руководителями, а потому могут их саботировать.
6) В конфликтных ситуациях у закупок меньше влияния на руководство компании, поскольку вопросы поднимаются через CFO, который, опять-таки, недостаточно разбирается в закупках. А функциональные лидеры имеют прямой доступ к CEO. Несложно догадаться, в чью пользу будут приниматься решения.
7) Стратегия закупок и стратегия компании могут сосуществовать независимо друг от друга, так как руководитель службы закупок не имеет прямого доступа к CEO и не в курсе его повестки.
Я считаю, что руководитель отдела закупок должен быть членом команды CEO и иметь к нему прямой доступ, даже если он единственный менеджер на всю компанию. С другой стороны, необходимо, чтобы CEO правильно воспринимал закупки и желал навести в них порядок, иначе для него закупки тем более окажутся лишними. Если речь о международной компании, то оптимальный вариант – функциональное подчинение глобальному отделу закупок. Но при этом важно, чтобы его руководители могли получать обратную связь от бизнеса в регионе.
А как вы думаете, какой функции должен подчиняться отдел закупок? Где именно в оргструктуре компании вы его видите и почему?