В отечественных компаниях считается, что закупки – это легко.
Руководители часто не уделяют закупкам должного внимания, фокусируясь на производстве и продажах. Ниже представлю рекомендации, которые помогут вам сделать процесс закупок более эффективным.
Пять фактов о закупках, которые нужно знать генеральному директору:
1. Закупки – это не только отдел закупок
Эта функция охватывает все подразделения компании. Зачастую отдел закупок покрывает только небольшую часть категорий, большую часть выполняют топ-менеджеры.
Закупки – это не только тендеры. Они включают процессы от заявки до оплаты, развитие поставщиков, претензионную работу и т.д. Закупки тесно связаны с логистикой, финансами, производством.
Хотите улучшить закупки в целом – нужно менять процессы во всей компании и ее структуру, в том числе формирование потребности, планирование и управление запасами.
2. Выполнение закупок и реорганизация закупок – это совершенно разные активности
Если вы нацелены на результат, то для улучшения процессов нужен проектный менеджер с подобным опытом. Он должен поддерживать связь со всеми топ-менеджерами, отчитываясь непосредственно руководителю компании.
Директор по закупкам не должен заниматься реорганизацией. Его компетенция – выполнение текущих процессов и задач.
3. Изменения в закупках должен курировать лично генеральный директор
В противном случае топ-менеджеры будут игнорировать требования проектного менеджера.
Нередко генеральные директоры недооценивают масштаб необходимых изменений в закупках, и поэтому делегируют эту задачу кому-либо из руководителей отделов (например CFO), который не имеет достаточного влияния на остальных топ-менеджеров.
Генеральному директору нужно владеть ситуацией в закупках и иметь независимые рычаги контроля этой функции, не отдавая ее другим сотрудникам без должных компетенций.
4. В закупках не работают поверхностные решения
«Для обеспечения конкуренции на торгах мы хотим нанять джуниор-координатора, который будет собирать потребность от инициаторов и выкладывать на торговую площадку, в дальнейшем поставщики сами будут давать предложения». Это в корне неверный подход, который создаст лишь хаос и обилие бюрократии. Младший координатор не будет обладать ни опытом, ни знаниями, чтобы проводить полноценный сорсинг, а его действия будут лишь имитацией закупочного процесса.
Не тратьте время впустую. На закупки нужно выделять полноценный ресурс, с правильными компетенциями и полномочиями.
5. Нельзя экономить на сотрудниках отдела закупок
Это должны быть грамотные стратеги, люди, умеющие решать проблемы, работать с цифрами, вести проекты, хорошо разбираться в категориях.
Брать неопытного специалиста неэффективно: он будет учиться на ошибках, которые будет оплачивать компания. Если в компании нет подходящего специалиста – нанимайте менеджера или берите на аутсорсинг.
Оплата работы профессионала – от 250 тысяч рублей в месяц + компенсационный пакет.
Руководители служб зачастую убеждены, что у них все успешно. Однако генеральный директор должен курировать их работу, иначе прогресса в закупках не будет.
- Правильно ли работают мои менеджеры?
- Есть ли потенциал в закупках?
- Как устроены процессы в других компаниях?
- Автоматизирован ли у нас процесс закупок?
- Оптимальное ли у нас количество сотрудников в закупках?
- Правильно ли расходуется бюджет?
- Адекватный ли у нас уровень затрат?
- Какие топ-практики на рынке стоит включить в нашу работу?
Эти вопросы включены в аудит, которую не должен выполнять сам отдел закупок. Это отдельная функция, требующая объективной оценки – работа сторонних консультантов. Курирует аудит независимый топ-менеджер, например CFO.
Генеральный директор может не знать всех деталей закупок, не обязан глубоко разбираться в закупках. Но его прямая обязанность – ставить задачи и следить за тем, чтобы система закупок работала корректно.