В своей работе я нередко сталкиваюсь с заблуждением: люди не видят разницы между закупками и управлением цепочками поставок (SCM). Причем, что удивительно, такого подхода придерживаются даже сотрудники авторитетных консалтинговых компаний – BCG, McKinsey, PWC и др.
Между тем, закупки (Procurement) – это уже давно отдельный мир и самостоятельная дисциплина, требующая отдельного подхода. Если SCM охватывает управление логистическими потоками, планирование, оптимизацию сети поставок, транспорт, склады, MRP и т.д., то закупки – это, прежде всего, взаимоотношения с поставщиками, стейкхолдерами, коммерция, категорийный менеджмент. То есть, менее техническая дисциплина, в которой soft skills столь же важны, как и hard skills.
Безусловно, оба направления тесно взаимосвязаны, тут не поспоришь. Однако валить все в одно, как это было принято на протяжении 1990-х и 2000-х, определенно не стоит. Пришло время навести порядок в терминологии и провести четкий водораздел.
На сегодняшний день все больше компаний склоняются к выделению закупок в отдельную функцию: создают глобальные отделы закупок, нарабатывают единую категорийную экспертизу внутри компании, адаптируют стратегию для локальных рынков. Ряд непрямых категорий закупок (административные, general services, IT, телеком и пр.), а также операционные закупки уходят на аутсорсинг, оставляя возможность сосредоточиться на крупных, стратегически важных категориях – таких как маркетинг, сырье, упаковка.
Другой важный тренд последних лет: появляется все больше прикладных IT-инструментов для закупок, в результате чего функция стремительно автоматизируется. (см. отчет Gartner по инструментам автоматизации).
Все это говорит о том, что закупки эволюционировали в отдельную сферу бизнес-процессов, и с некоторых пор требуют более взвешенного и специфического подхода. Рассматривать их как часть SCM – это все равно что затягивать гайки разной формы одним и тем же ключом.
Кстати о ключах. Меня искренне удивляет, когда некоторые эксперты сообщают о себе: “Мы специализируемся в SCM и закупках”. Ничего себе “специализация”! В сегодняшних реалиях это аналогично признанию о том, что люди заняты одновременно выращиванием пшеницы и выпечкой хлеба.
На мой взгляд, в условиях современного рынка нельзя быть экспертом одновременно в двух-трех крупных дисциплинах. Эпоха консалтеров-дженералистов уходит в прошлое. Сегодня необходимо выбрать одну специализацию и владеть действительно качественной экспертизой (а не только заявлять об этом). На развитых рынках закупки выделены в отдельную тему для консалтинга, соответственно появились и компании, специализирующиеся в этой области.
Что вы думаете по поводу такого разделения? Как обстоят дела в Вашей компании – закупки выделены в отдельную функцию или находятся внутри функции Supply Chain?