Нужны ли закупки CFO?

Опубликовано 10.09.2015 пользователем Zelimkhan Suleymanov

Во многих российских компаниях отдел закупок подчиняется CFO. Мне это представляется анахронизмом:

1) Для CFO закупки – лишняя нагрузка; ему хватает своих прямых обязанностей и проблем. CFO сложно отслеживать работу менеджера по закупкам. Для него в приоритете финансовые вопросы – кредитование, бюджетирование, отчетность и т.д. Поэтому закупками он занимается по остаточному принципу: если хватит времени.

2) CFO не владеет всей полнотой информации по теме закупок и не хочет в нее погружаться, т.к. это несвойственная для него функция. В результате менеджер по закупкам находится в “подвисшем” состоянии, получив излишнюю самостоятельность и дополнительную ответственность.

3) Когда отдел закупок находится в подчинении у CFO, это на порядок снижает его значимость. К закупкам начинают относиться скорее как к вспомогательной, а не самостоятельной функции. В сорсинговых проектах у отдела оказывается меньше влияния при принятии решений, а в целом в компании становится сложнее внедрять compliance.

4) Для CFO привычно считать, анализировать, контролировать, при этом не вовлекаясь в производственный процесс. Он стратег и хочет оставаться на этом уровне. Взяв же на себя закупки, он вынужден погружаться в многочисленные конфликты интересов внутри компании.

5) Проекты, инициированные закупками, воспринимаются коллегами как "еще один закидон от «финансов»" и нередко встречают активное сопротивление. Лидеры функций не любят кросс-функциональные проекты, инициированные другими руководителями, а потому могут их саботировать.

6) В конфликтных ситуациях у закупок меньше влияния на руководство компании, поскольку вопросы поднимаются через CFO, который, опять-таки, недостаточно разбирается в закупках. А функциональные лидеры имеют прямой доступ к CEO. Несложно догадаться, в чью пользу будут приниматься решения.

7) Стратегия закупок и стратегия компании могут сосуществовать независимо друг от друга, так как руководитель службы закупок не имеет прямого доступа к CEO и не в курсе его повестки.

Я считаю, что руководитель отдела закупок должен быть членом команды CEO и иметь к нему прямой доступ, даже если он единственный менеджер на всю компанию. С другой стороны, необходимо, чтобы CEO правильно воспринимал закупки и желал навести в них порядок, иначе для него закупки тем более окажутся лишними. Если речь о международной компании, то оптимальный вариант – функциональное подчинение глобальному отделу закупок. Но при этом важно, чтобы его руководители могли получать обратную связь от бизнеса в регионе.

А как вы думаете, какой функции должен подчиняться отдел закупок? Где именно в оргструктуре компании вы его видите и почему?

Zelim Suleymanov, CEO of PrECA2015-09-10

Отправить комментарий

CAPTCHA

 8888888b.   Y88b   d88P  88888888888   .d8888b.   888     888 
888 "Y88b Y88b d88P 888 d88P Y88b 888 888
888 888 Y88o88P 888 888 888 888 888
888 888 Y888P 888 Y88b. d888 888 888
888 888 d888b 888 "Y888P888 888 888
888 888 d88888b 888 888 888 888
888 .d88P d88P Y88b 888 Y88b d88P Y88b. .d88P
8888888P" d88P Y88b 888 "Y8888P" "Y88888P"