Коллективные закупки: что это и как это работает? (часть 1)

Опубликовано 14.04.2017 пользователем Zelimkhan Suleymanov

Коллективные закупки: что это и как это работает? (часть 1)

 

Zelim Suleymanov, CEO of PrECA2017-04-14

Любой руководитель хочет, чтобы закупки в его компании были эффективны, потребность в сторонних товарах и услугах удовлетворялась быстро, а поставщик предоставлял качественный сервис.

А на деле:

«Объемы закупок по отдельным категориям у нас небольшие, поэтому поставщики отдают предпочтение крупным компаниям или же заламывают цену».

«Закупщики сфокусированы на прямых закупках, а непрямые инициирует держатель бюджета, у которого нет мотивации экономить».

«Затраты на логистику раздуты, потому что доставка осуществляется малыми лотами и только для одного клиента».

«Мы закупаем более 50 категорий силами нескольких закупщиков. Разумеется, им не хватает экспертизы и времени для глубокого погружения в каждую из них».

«Отделу закупок не хватает времени, чтобы отслеживать контрактные условия и цены по уже заключенным договорам. Поставщики же пытаются восполнить затраты на тендер. Это приводит к росту стоимости контракта на 20-50%, а заявленный уровень сервиса не соблюдается».

 

Знакомы проблемы?

Присмотритесь к схеме коллективных закупок.

Коллективные закупки - процесс, когда несколько неаффиллированных компаний совместно проводят тендер либо присоединяются к закупочному консорциуму (пулу) и объединяют объемы закупаемых товаров и услуг с целью получения более выгодных коммерческих и сервисных условий от поставщиков.

Закупающие компании могут создать консорциум сами или обратиться к третьей стороне, называемой Организатором групповых закупок.

По статистике[1]:

 

 

Какие выгоды от коллективных закупок?

Поставщики готовы предложить пулу более выгодные коммерческие условия и высокий сервис, поскольку совокупный объем закупки ставит пул в один ряд с компаниями топ-100. Экономия затрат достигает 25%.

Организатор групповых закупок берет на себя всю тендерно-договорную работу, отслеживает общую стоимость контракта, проводит аналитику. Это экономит ресурсы клиента, который может сфокусироваться на стратегических категориях – сырье, упаковка, капитальные затраты.

Клиент экономит расходы на проведение закупочной процедуры, поскольку затраты по проекту делятся между участниками пула.

Пул предоставляет экспертизу и лучшие практики, основанные на опыте проведения таких закупок.

После подписания контракта с поставщиком Организатор отслеживает тенденции рынка, анализирует потребление, измеряет уровень сервиса, контролирует выполнение контрактных цен и условий, решает возникающие проблемы с поставщиком. Это помогает сохранить достигнутые экономии и уровень сервиса в течение срока действия контракта.

 

С кем можно консолидироваться?

Если речь идет о непрямых закупках (административные товары и услуги, связь, ИТ, логистика и др.), то партнеры в пуле могут быть любыми. Стереотипы тут не работают. Например, разумной будет консолидация с компанией, являющейся вашим конкурентом на рынке конечного продукта. Ведь потребности и локации схожие и стандартизировать спецификации будет легче. В то же время нам известен случай, когда два международных производителя, принадлежащих одной группе компаний, не смогли объединить усилия из-за различий в корпоративной культуре: один был крупный, с инертными процессами, второй - более гибкий, быстро принимал решения, был нацелен на результат. Мы нашли для них других партнеров по пулу, сопоставимых по размерам, корпоративной культуре и географии локаций.

Возможные варианты консолидации представлены на схеме:

 

Какие категории подходят для коллективных закупок?

 

Категории в пуле могут быть любыми, но начинать лучше с простых:

  • Товары для офиса, расходные материалы
  • Экспресс доставка, почта, курьерские услуги
  • Мобильная связь
  • Фиксированная связь и интернет
  • Такси

Следующим шагом могут стать:

  • Административные сервисы: командировки, страхование, корпоративные мероприятия, управление автопарком
  • Маркетинг: печатные материалы, реклама, рассылки, сувенирная продукция, digital
  • HR: подбор, оценка и обучение сотрудников, услуги наемного персонала
  • ИТ: разработка ПО, услуги аутсорсинга, ИТ оборудование, услуги дата-центров
  • Логистика: транспортные и складские услуги.

 

Какие компании организуют групповые закупки в России и мире?

 

Примерами крупных организаторов групповых закупок на мировом уровне могут быть компании Corporate United, Insight Sourcing Group, Intalere. Однако в России ни один из международных Организаторов закупок не представлен.

Ранее действовало совместное предприятие компаний British American Tobacco (ВАТ) и AB InBev - компания Agrega, которая представляла собой группу категорийных менеджеров, проводивших тендеры по непрямым закупкам одновременно для обеих компаний. Сейчас союз AB InBev и BAT не действует.

Первой компанией на рынке российских организаторов коллективных закупок стала компания PrECA*, которая представляет услуги аутсорсинга, консалтинга и автоматизации в сфере закупок, а также является организатором профессионального сообщества закупщиков. Специалисты PrECA помогают компаниям оптимизировать закупки, сокращать затраты и повышать эффективность службы закупок.

Во второй части статьи мы подробно расскажем об участниках коллективных закупок и возможных алгоритмах их проведения.

Если вы заинтересовались коллективными закупками, напишите нам, мы ответим на ваши вопросы и поможем инициировать проект.



[1] По данным аналитического портала SpendMatters.

Отправить комментарий

CAPTCHA

  .d8888b.    .d8888b.   888        .d8888b.   8888888b.  
d88P Y88b d88P Y88b 888 d88P Y88b 888 "Y88b
.d88P 888 888 888 Y88b. d88P 888 888
8888" Y88b. d888 888 "Y88888" 888 888
"Y8b. "Y888P888 888 .d8P""Y8b. 888 888
888 888 888 888 888 888 888 888
Y88b d88P Y88b d88P 888 Y88b d88P 888 .d88P
"Y8888P" "Y8888P" 88888888 "Y8888P" 8888888P"