Большая разница

Опубликовано 15.01.2016 пользователем Zelimkhan Suleymanov

- Кем ты работаешь?

- Я занимаюсь оптимизацией закупок.

- А-а, логистика, что ли? У меня друг тоже логист!

В своей работе я нередко сталкиваюсь с заблуждением: люди не видят разницы между закупками и управлением цепочками поставок (SCM). Причем, что удивительно, такого подхода придерживаются даже сотрудники авторитетных консалтинговых компаний – BCG, McKinsey, PWC и др. 

Между тем, закупки (Procurement) – это уже давно отдельный мир и самостоятельная дисциплина, требующая отдельного подхода. Если SCM охватывает управление логистическими потоками, планирование, оптимизацию сети поставок, транспорт, склады, MRP и т.д., то закупки – это, прежде всего, взаимоотношения с поставщиками, стейкхолдерами, коммерция, категорийный менеджмент. То есть, менее техническая дисциплина, в которой soft skills столь же важны, как и hard skills. 

Безусловно, оба направления тесно взаимосвязаны, тут не поспоришь. Однако валить все в одно, как это было принято на протяжении 1990-х и 2000-х, определенно не стоит. Пришло время навести порядок в терминологии и провести четкий водораздел.

На сегодняшний день все больше компаний склоняются к выделению закупок в отдельную функцию: создают глобальные отделы закупок, нарабатывают единую категорийную экспертизу внутри компании, адаптируют стратегию для локальных рынков. Ряд непрямых категорий закупок (административные, general services, IT, телеком и пр.), а также операционные закупки уходят на аутсорсинг, оставляя возможность сосредоточиться на крупных, стратегически важных категориях – таких как маркетинг, сырье, упаковка.

Другой важный тренд последних лет: появляется все больше прикладных IT-инструментов для закупок, в результате чего функция стремительно автоматизируется. (см. отчет Gartner по инструментам автоматизации). 

Все это говорит о том, что закупки эволюционировали в отдельную сферу бизнес-процессов, и с некоторых пор требуют более взвешенного и специфического подхода. Рассматривать их как часть SCM – это все равно что затягивать гайки разной формы одним и тем же ключом. 

Кстати о ключах. Меня искренне удивляет, когда некоторые эксперты сообщают о себе: "Мы специализируемся в SCM и закупках". Ничего себе "специализация"! В сегодняшних реалиях это аналогично признанию о том, что люди заняты одновременно выращиванием пшеницы и выпечкой хлеба.

На мой взгляд, в условиях современного рынка нельзя быть экспертом одновременно в двух-трех крупных дисциплинах. Эпоха консалтеров-дженералистов уходит в прошлое. Сегодня необходимо выбрать одну специализацию и владеть действительно качественной экспертизой (а не только заявлять об этом). На развитых рынках закупки выделены в отдельную тему для консалтинга, соответственно появились и компании, специализирующиеся в этой области. 

Что вы думаете по поводу такого разделения? Как обстоят дела в Вашей компании – закупки выделены в отдельную функцию или находятся внутри функции Supply Chain?

Zelim Suleymanov, CEO of PrECA2016-01-15

Вообще не люблю иностранные слова и уж тем более иностранные понятия.

Все зависит от размера компании и ее местонахождения. Узкая специализация это достаточно интересная тема где есть множество спорных вопросов. Человек, который работает в закупках должен разбираться в цепочке поставок и ее нюансах. Это равносильно как повар, который вкусно готовит, должен разбираться в качестве продукции (ее происхождении) из которой он приготовил блюдо.

Отправить комментарий

CAPTCHA

 8888888b.          d8888  88888888888  Y88b   d88P  888     888 
888 Y88b d88888 888 Y88b d88P 888 888
888 888 d88P888 888 Y88o88P 888 888
888 d88P d88P 888 888 Y888P 888 888
8888888P" d88P 888 888 888 888 888
888 T88b d88P 888 888 888 888 888
888 T88b d8888888888 888 888 Y88b. .d88P
888 T88b d88P 888 888 888 "Y88888P"